От изначального источника исходят три пути – алеф, бет и гимел,
которые представлены первыми двумя картами – Дурак, Маг и Верховная
жрица. Чтобы понять, какую роль они исполняют в процессе творения, нужно
достаточно глубоко уяснить символизм мужского и женского и не забывать,
что мужское несет в себе потенциальное женское, а женское –
потенциальное мужское. Эти три пути мы можем определить как три
изначальные формы бытия: мужской – Маг, женский – Жрица и андрогинный –
Дурак. Это три изначальных градации или плюс, минус и ноль. Когда мы
смотрим словарь символов, первым делом мы узнаем, является ли данный
символ мужским, женским или андрогинным. Мужской импульс устремлен к
третьей сфире – Бина, которая является женской, и это как раз понятно,
ибо к чему еще быть устремленным мужскому, как не к женскому. Более
сложен символизм «Дурака», который как бы находится в точке бифуркации:
он уже не статичен, но еще не динамичен, он не мужчина, и не женщина, не
человек и не зверь, не круг и не острие.
Сфира Хокма, к которой направлен «дурак», – это сфира мужская,
зачинающая, фаллическая. Ключом к пониманию является понятие «13-ого
часа», который часто используют по отношению к «времени по ту сторону
времени». Именно в этой точке от изначального и невыразимого источника и
передается сила к другому источнику, который преобразует эту силу в
динамический импульс творения. Таким образом, первый андрогин является
идеальным проводником, который доводит динамическую природу Кетер до её
второго проявления.
Третий путь является женским и направлен к центральной точке древа –
Тифарет, центру, организующему и упорядочивающему всю систему. Обратите
внимания, что будучи абсолютно девственным и абсолютно статичным, путь
верховной жрицы является единственным путем, по которому поднимается
адепт, другие пути – это исключительно пути творения и познать их можно
только сверху вниз. Размышления над соответствиями выше бездны весьма
сложны и вряд ли могут привести к конкретным, однозначным и
непререкаемым выводам. Однако они крайне полезны, поскольку позволяют
нам выйти за пределы наивных дуалистических концепций, к примеру,
неизменного отождествления женского только со статичным. Совершеннейшая
система взаимодополнений открывается тому, кто проявит достаточно
упорства в размышлениях над символами и кто достаточно утончен, чтобы
уйти от шаблонных стандартов.
Следующее, на что я хотел бы обратить внимание, так это на прямое
взаимодополнение правой и левой колон древа. Если древо сложить надвое
по вертикальной линии, то пути, которые соприкоснутся, окажутся в
состоянии идеального взаимодополнения. Нерушимость этого закона и
является доказательством подлинности именно телемитской системы
соответствий.
Первым путем колоны справедливости является «Колесничий», который
тесно связан с изначальными водами. На его связь с Биной на карте
указывает святой Грааль, а Гебуру символизирует сам суровый рыцарь,
своей властью запрягший четырех сфинксов. Можно сказать, что эта карта
связана с высшим и изначальным проявлением чувств, эмоций (которые
традиционно связывались с символикой воды).
Путь вау, соответствующий Иерофанту, является прямой
противоположностью-компенсацией. Ибо если в Колесничем преобладают вода и
чувства, то основной идеей Иерофанта является разум, мысль. Но следует
помнить, что эти первичные «чувство» и «мысль» достаточно далеки от
того, что мы понимаем под этими категориями в привычной жизни. Антиномия
эмоция-мысль – лишь приблизительное схематичное приближение к пониманию
их компенсаторной, взаимодополняющей природы. Если же рассматривать эти
карты в аспекте человеческой жизни, то мы можем отождествить их с той
фазой, когда человек обретает сознание.
Первая мысль и первое чувство – это достаточно понятно, но как тогда
быть с взаимодополнением Иерофант—Звезда, которые также связывают мир
над пропастью с миром под пропастью. Ключ в том, что обретение сознания
всегда связано с переживанием мучительной двойственности, которая
символизируется картой Влюбленные, она же Братья. Переживание раскола на
внешнее и внутреннее, сознательное и бессознательное, доброе и злое,
которое естественно следует из обретения личного сознания и переживания
первого чувства и первой мысли, компенсируется образом совершенного
единства, который у ребенка может быть спроецирован на мать. Несомненно,
что этой картой идеального и совершенного единства вне всяческих
противоречий является 17-й аркан Звезда, как совершенная мать вечности.
Я хочу обратить внимание, что хотя постижение природы Нюит и её
абсолютного единства является высшей целью, она, тем не менее,
открывается уже тогда, когда маг оказался над пропастью и может
вернуться в мир без опасности для себя. Тот, кто выходит по ту сторону,
не может остаться там, он неизбежно возвращается в мир как творец и зрит
за границами бытия единое и изначальное.
Здесь я хотел бы пояснить, что, говоря о подобии микрокосма и
макрокосма, мы не утверждаем его полное тождество. И если древо
показывает, как равномерно развивается «совершенный» ребенок или из
изначального, божественного сияния «вырастает» совершенная вселенная, то
в жизни конкретного индивида вполне естественно происходят искажения.
Если, к примеру, в абсолюте дуализм Влюбленных и единство Звезды
совершенно скомпенсированы, то в судьбах конкретных людей это может быть
далеко не так – кому-то будет не хватать разума, кому-то чувства,
кому-то ощущения совершенного единства, а кому-то и способности осознать
и отделить свое бытие от единства. Проследим процесс божественных
эманаций дальше.
Следующий виток разворачивания мы можем связать еще с двумя парами
противоположностей: путь йод – Отшельник, и путь ламед – Регулирование,
направленные в центр священного древа – Тифарет.
Вывести принцип компенсации взаимодополнения достаточно просто:
Регулирование является всецело женской картой, представляющей идею
кармы, которая является непрерывной цепью причин и следствий, тогда как
Йод, Отшельник – это прежде всего мужское начало, изначальный фаллос,
сперматозоид, семя всякой жизни. Можно сказать, что в Регулировании на
более близком к земле уровне отражается великая Мать – Бина, тогда как в
Отшельнике – великий отец – Хокма. Вспомним также, что с идеей отца,
огня, фаллоса традиционно связана буква йод, тогда как на древе идея
фаллоса представлена прежде всего сфирой Хокма. Ламед же является
отражением Бина, на что указывает титул, которым Алистер определил
госпожу карму-Фемиду – «женщина удовлетворенная». Хесед и Гебуру
связывает путь Тет – Вожделение. Обратите внимание, что
противоположности традиционно связываются притяжением друг к другу, и в
этом отношении «Вожделение» является отражением Императрицы — и любовь, и
вожделение есть проявление одной силы, действующей на разных уровнях.
Об этом подробнее – в моих лекциях.
Далее компенсированы противоположные пути каф – Колесо фортуны, и мем
– Повешенный. Я не обладаю достаточным пониманием природы их
близости-противоположности, но отследил один интересный момент. И на
карте Повешенный, и на карте Колесо фортуны присутствует один и тот же
символ – анх, символ вечной жизни. Этот животворящий символ в обоих
случаях связан с фигурами, которые в общепринятом представлении являются
злыми – на Колесе фортуны анх держит тифон, низвергающийся вниз с
колеса, тогда как на двенадцатом аркане змея, кусающая Повешенного в
пятку, оказывается зацеплена за анх.
Еще одним ярким примером взаимопроникновения символов жизни и смерти
является тот забавный факт, что анх – символ вечной жизни, в современной
культуре стал символом готической субкультуры, то есть субкультуры,
очарованной смертью, гниением и распадом. Также я хотел бы обратить
внимание, что символ анха есть только на этих двух картах большого
аркана, что говорит в пользу их родственности.
Достаточно сложной задачей является сопоставление Дьявола и Смерти. К
сожалению, за двадцать веков торжества черных братьев-христиан в образ
Дьявола было впихнуто все, что не вмещалось в рамки христианской
доктрины. Но дьявол пути айн вовсе не имеет ничего общего с этим
христианским Франкенштейном, он «маска Пана», то есть процесс
нисхождения духа в материю. Образ, который использовал Кроули, чтобы
охарактеризовать этот аркан, – «козел, объятый вожделением, радостно
спускающийся с гор». Уже на основе этого сопоставления можно сказать,
что эта карта представляет собой нисходящий поток. По этому пути
невозможно «подняться», только спуститься, что на ранних стадиях бывает
нежелательно, но с точки зрения вечности, спуск неистовых божественных
энергий является обязательным условием бытия мира.
Если Дьявол представляет спуск, неужели Смерть – подъем? Но аркан
Смерть далеко не так прост, как кажется, и оказывается связан с
физической смертью только в особых случаях. Скорее это тяжелое
освобождение от власти материи, когда старое эго буквально гниет и
разлагается. Но это разложение и является единственным условием подъема,
освобождения души, выхода на иной уровень бытия, тем более что
центральная образность этого аркана – скорпион-змей-орел, как раз и
говорит о преображении и подъеме на иной уровень – через алхимическое
гниение дух становится орлом и возносится к Тифарет.
Рассмотрим символику пути пе, который соответствует аркану Башня. В
абсолютном большинстве систем Таро Башня считается самым тяжелым и самым
разрушительным из больших арканов. Это неистовая сила открытого глаза
Шивы, который разрушает все, на что падает его взгляд. На древе путь пе
находится между Нецах и Ход и пересекается с путем самех, о котором
подробно будет сказано ниже. В этом смысле Башня соответствует первой
завесе парокета, которая отделяет вторую триаду от третьей.
Чтобы пройти на уровень Тифарет (солнце, высшее я), индивид должен
принести в жертву эго, которое будет разрушено открытым оком пути пе. До
пути пе магия, которая открывается индивиду, имеет больше прикладное,
чем духовное значение. Чтобы стать магом в высшем смысле этого слова,
индивид должен пожертвовать своим эго во имя Самости – Святого ангела
хранителя, который представлен Тифарет – центром всего древа.
Пересечение точки абсолютного разрушения или первой завесы парокет –
обязательное условие прохождения пути. Горизонталь пе пересекает
вертикаль самех – соответствующий аркану Искусство. Солнце и луна,
Тифарет и Йесод, систический андрогин, работа объединения – вот какие
задачи ставятся перед адептом на этом пути.
Следует заметить, что объединение достигается не механическим
синтезом, но реактивной реакцией, разрушающей два элемента, прежде чем
они образуют третий, то есть для процесса объединения жизненно
необходима энергия пе, пересекающего этот путь. Ключевые ритуалы Телемы –
МРП или ЗР, как раз помещают адепта на пересечение между пе и самех,
что является символической репетицией прорыва.
Я хочу лишь обратить внимание, что из 22 арканов есть только два
андрогинных образа – Дурак и Искусство, если Дурак — это андрогин «над
пропастью» и в большей степени связан с макрокосмическими процессами, то
андрогин Искусства как раз говорит об объединении мужского и женского
принципа в нашей психике. И где бы ему еще находиться, как не между
солнцем Тифарет и луной Йесод?..
Внимательный наблюдатель заметит, что Маг, достигший высокого уровня и
прошедший разрушение через Пе – Башню, обретает андрогинность, то есть
качества, традиционно определяемые как мужские или женские, органично
объединяются в личности Мага.
Путь реш и путь цаде представляют собой два принципа, о которых так
много говорил Ницше: строгий цезарь, владыка, хозяин и контролер
представляет аполлонический, центростремительный принцип, и,
естественно, соответствует аркану Император, тогда как сам Кроули
связывал путь реш, солнце с Дионисом, абсолютным и всеосвобождающим,
спонтанным экстазом.
Последняя пара противоположностей – путь шин и путь коф, тоже
достаточно легко расшифровываются. Коф – это низшие воды болота, луна,
старость, вязкость – словом, все то, в чем завязает человек, оказавшийся
порабощенным рутиной жизни. Оказаться на этом пути тому, кто испытал
свежесть других путей – это худшее проклятие, лучше гниение нун или
крушение пе.
Шин представляет собой абсолютную противоположность этому и является
корнем огня. Именно этот путь посылает первый импульс к пониманию
святого закона Телемы на Малкут, и именно с ним связаны первые
оккультные и парапсихологические способности. Оккультная мудрость
традиционно соотносится с богом Гермесом, а Гермес является управителем
сфиры Ход, потому именно с его влиянием связан первый зов пути.
Хочу обратить внимание, что если импульс к великому деланию на Малкут
неизменно исходит из сфиры Ход, то само великое делание должно
начинаться с подъема по пути Тау, ведущему в сфиру астрального света –
Йесод. В противном случае человек, получивший этот импульс, будет
подобен тому, кто получил в подарок семена редчайшего растения, но
вместо того, чтобы его посадить и, преодолевая собственную лень и
инерцию, регулярно ухаживать за ним, он наслаждается изысканной беседой о
законах ботаники.
Оккультная традиция говорит, что мы должны познать все пути, но
следует заметить, то некоторые пути по своей природе идут сверху вниз, а
некоторые – снизу верх. Пытаться подняться по пути, который изначально
устремлен сверху вниз, так же бессмысленно, как пытаться проплыть вверх
по течению ниагарского водопада. Вот почему, к примеру, существует пять
путей, связывающих бытие над и под пропастью, но только на одном из них
возможно пересечение пропасти – пути гимель, который является полностью
женственным, пассивным. Другие пути в их чистом виде могут снести своим
направленным потоком всю вселенную, не говоря о сознании одного
практика, пусть даже великого мага.
В заключении я хотел бы сказать, что сколь бы не был логичен и
подробен этот анализ, он ни в коем случае не может претендовать на то,
что охватил всё или хотя бы одну десятую идей каббалы. Ибо как говорил
Алистер Кроули, «чтобы полностью изучить Каббалу, не хватит и тысячи
жизней». И конечно же – никакие теоретические построения не могут
заменить своего опыта анализа и медитации над каббалистическими
соответствиями и символами Таро».